Нотариусы продолжают работать в период пандемии, чтобы обеспечить конституционные права граждан. О том, как сейчас организована работа нотариата, какие нотариальные действия особенно важны в этот период, а также о том, как нотариат переходит «в цифру», рассказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик в рамках сессии Петербургского международного юридического форума 91/2 «Нотариальная деятельность в условиях ограничительных мер».
Несмотря на то, что гражданский оборот значительно сократился, у граждан и бизнеса, который продолжает функционировать, есть неотложные вопросы. Это и завещания, и наследственные дела, и учреждение юридических лиц, и удостоверение решений участников собраний обществ, и многие другие действия. В связи с этим ФНП было принято решение ввести институт дежурных нотариальных контор, которые действуют с соблюдением всех санитарных требований и норм. В ряде регионов, в зависимости от эпидемиологической ситуации, такие конторы действуют по предварительной записи, или осуществляют только безотлагательные нотариальные действия.
Сейчас в распоряжениях глав субъектов РФ нотариусы отдельно обозначаются в числе тех, кто продолжает деятельность в период самоизоляции. Кроме того, до отмены ограничительных мер продолжит работать бесплатная горячая линия правовой помощи Федеральной нотариальной палаты, где можно получить консультацию по вопросам, входящим в компетенцию нотариата.
Президент ФНП поблагодарил Министерство юстиции за поддержку необходимых мер для регламентирования работы нотариата в условиях пандемии коронавируса и выразил признательность министру юстиции Константину Чуйченко, который ранее подчеркнул, что нотариальная деятельность является необходимой и гарантирует исполнение конституционных прав граждан.
«Конечно, в первые дни введения ограничительных мер ходили мнения, что нотариусам надо закрыться, не принимать граждан, внести свой вклад таким образом в самоизоляцию. Но в силу задач нашей профессии закрыться мы не можем, мы должны обеспечивать стабильность и законность гражданского оборота в любых условиях», — отметил глава нотариата.
Единая информационная система нотариата, все ее публичные реестры и сервисы давно стали важным фактором безопасности гражданского оборота и сейчас продолжают бесплатно функционировать в полном объеме. В арсенале нотариусов имеется ряд ресурсов, которые значительно упрощают жизнь граждан и предпринимателей, особенно в сложившейся ситуации. Сегодня у нотариуса есть возможность перевести документ из бумажной формы в электронную и обратно и передать его в любой регион страны. При этом сохраняется юридическая сила документа. Это не просто экономит время, но значительно сокращает количество вынужденных перемещений, а порой, является единственной возможностью передать жизненно важные документы.
В условиях, когда многие организации ограничили прием граждан, а необходимость передачи документов у граждан и бизнеса сохранилась, нотариус по запросу заявителя может направить документы в электронном виде в нужные ведомства и организации, либо передать документы физическим и юридическим лицам. Это, в том числе, сокращает число лишних контактов граждан в условиях самоизоляции.
Отдельно следует отметить ситуацию с подачей сведений в Росреестр для регистрации прав по сделкам с недвижимостью. Многие граждане и риелторы сегодня обращаются к нотариусу, чтобы удостоверить сделку, и нотариус подает документы в Росреестр в электронном виде. Сейчас подать сведения через МФЦ затруднительно, а нотариальное удостоверение позволяет быстро совершить сделку, при этом граждане узнают, что оно оказывается не только доступным по стоимости, но и гарантирует полную правовую защиту сторон сделки.
Говоря о дальнейших перспективах, Константин Корсик напомнил, что в конце года в силу вступят положения Федерального закона о «цифровом нотариате», которые еще больше расширят возможности нотариата обеспечивать стабильность и безопасность гражданского оборота в цифровой форме. Речь идет о нотариальных действиях, которые можно будет совершать удаленно, без личного обращения к нотариусу, а также о возможности удостоверять сделки дистанционно, с участием двух и более нотариусов.
«Коллеги, мы в целом отдаем себе отчет в том, что сама ситуация сейчас буквально выдавливает гражданский оборот в цифровые форматы. И мы понимаем, что электронный нотариат — это наше будущее. При, конечно же, сохранении базовых принципов проверки соответствия воли и волеизъявления заявителя, разъяснения последствий его действий. Эту функцию не выполнит ни одна программа, это задача нотариуса. И вот эту базовую функцию должны обслуживать существующие и новые цифровые инструменты, которые мы сейчас создаем», — подчеркнул глава нотариата.
Конечно, общее количество обращений в нотариальные конторы из-за пандемии коронавируса значительно сократилось. Константин Корсик отметил, что из-за этого институт нотариата столкнулся с проблемами финансового обеспечения нотариальных контор, большая часть которых в настоящий момент не работает, а нотариусы, действуя на условиях самофинансирования, полностью оплачивают все расходы и на зарплату сотрудникам, и на аренду помещений, и по множеству других направлений, исключительно за счет средств, взимаемых за совершение нотариальных действий. Учитывая, что нотариусы не являются предпринимателями, и в подавляющем большинстве своем фактически не имеют «подушки безопасности», меры для их поддержки необходимы. Более того, нотариат из своих средств создает и развивает весь комплекс «электронного нотариат», включая Единую информационную систему нотариата, ее взаимодействие с государственными реестрами, а также большой ряд публичных и бесплатных интернет-сервисов и реестров нотариата, которыми сегодня ежедневно пользуются миллионы граждан и юридических лиц. В настоящий момент, в частности, идет создание масштабной инфраструктуры для реализации положений закона об удаленных и дистанционных нотариальных действиях, и это тоже полностью происходит за счет средств самого нотариата. В связи с этим Федеральная нотариальная палата сформулировала и направила на рассмотрение Правительству РФ перечень мер, необходимых для поддержки нотариальной деятельности.
Тема присутствия нотариата в цифровом обороте стала одной из важнейших на сессии форума. О возможностях электронного нотариата говорил и Антуан Дежуа, ответственный за сотрудничество со странами Восточной Европы в Высшем Совете Нотариата (ВСН) Франции. Он рассказал, что французские нотариусы также продолжают выполнять свои функции в период пандемии. Несмотря на снижение деловой активности, французские нотариусы продолжают оказывать услуги в сфере недвижимости и семейного права, что позволяет обеспечивать поступление средств в бюджет.
«Необходимость сохранения нотариальной деятельности с одной стороны, обусловлена значимой миссией, возложенной на французский нотариат, а с другой стороны — местом нотариальной деятельности в функционировании национальной экономики», — подчеркнул Дежуа. Во Франции также действует «горячая линия» оказания правовой помощи гражданам. На сайте ВСН постоянно размещается обновленная информация для нотариусов. При этом приём клиентов в нотариальных конторах не ведётся, за исключением экстренной необходимости, а основной объем работы проводится в дистанционном формате. Все нотариусы ежедневно пользуются телефонной связью, электронной почтой, программами видеоконференции, таким образом, продолжая оказывать юридическую помощь и одновременно продолжать борьбу с коронавирусом.
На протяжении многих лет цифровизацией французского нотариата занималась Ассоциация развития нотариальных услуг, работавшая совместно с ВСН Франции. Как только была объявлена чрезвычайна ситуация, Ассоциация значительно нарастила условия доступа к цифровым сетям нотариата в защищенной цифровой среде. «Мы не сумели бы обеспечить высокий уровень предоставления нотариальных услуг, если бы французский нотариат не имел бы высокого технологическо го оснащения», — уверен Антуан Дежуа.
Но цифровизация важна не только в кризисных ситуациях. Необходимо учитывать, что, когда пандемия закончится, мир будет жить в новых реалиях, в которых значительное место займут цифровые правоотношения между участниками гражданского оборота. О необходимости присутствия нотариуса в конкретных областях цифровых правоотношений рассказал декан Высшей школы правоведения ИГСУ РАНХиГС Олег Зайцев. Он отметил, что пока ведется поиск места для юристов в новом цифровом мире, нотариусы уже работают с большим количеством дистанционных технологий. Закон о «цифровом нотариате» должен показать, что нотариат готов к дальнейшим цифровым общественным трансформациям. Уже очевидно, что после того, как ограничительные меры будут сняты, многие действия, в том числе и юридически значимые, продолжат совершаться онлайн. При этом как никогда важными и актуальными останутся вопросы законности гражданского оборота. «В будущем цифровом обороте необходима фигура цифрового правового посредника, — отметил Олег Зайцев, — и речь идет не об искусственном интеллекте или роботе, а о человеке, юристе, обладающем необходимыми цифровыми познаниями».
Такое лицо должно быть наделено определенными публично-правовыми функциями. Его задачей станет придание легитимности действиям, совершаемым в цифровом обороте, и обеспечение защиты прав граждан. «Здесь не нужно ничего изобретать. Такие юристы есть. И это нотариусы, — подчеркнул Олег Владимирович, — Сегодня сложно найти другое профессиональное сообщество, столь активно внедряющее цифровые технологии. Однако, по моему мнению, видение места и роли нотариусов в будущей цифровой экономике гораздо шире, чем просто пользователь, тем более шире, чем правовой посредник. Нотариусы могут быть и должны стать высококвалифицированными операторами системы распределенных реестров, ключевыми лицами цифровой экономики будущего». Ни одна компьютерная программа не способна проверить, действует ли гражданин по собственной воле или по принуждению, разъяснить правовые последствия совершаемой сделки, ее риски. И в условиях применения технологии блокчейн, которая является основой для нового формата цифровой сделки — смарта-контракта, нотариус, выступая независимым правовым «арбитром», сможет гарантировать законность сделки, а также защиту прав и интересов её участников. «Нотариат может дать необходимый контроль и саморегулирование деятельности в цифровой экономике», — подытожил Олег Зайцев.
Полную запись сессии «Нотариальная деятельность в условиях ограничительных мер» можно посмотреть по ссылке https://spblegalforum.ru/ru/Video
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/rabota-notariata-v-usloviyah-ogranichitelnyh-mer-tema-sessii-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-yuridicheskogo-foruma