Как передать бизнес по наследству, решить наследственные и семейные споры с зарубежным элементом, почему набирает популярность заключение брачных договоров, каковы особенности суррогатного материнства в России – основные вопросы, которые обсуждались в рамках конференции, проведенной ИД «Коммерсантъ» 30 августа в Москве.
В мероприятии приняли участие юристы, специализирующиеся на вопросах семейного и наследственного права, адвокаты, представители исследовательских компаний и научного сообщества. Нотариат, который играет важную роль в существующей системе наследственного права и выступает ее ключевым правоприменителем, представляла член Правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко.
Семейное и наследственное законодательство относятся к одним из наиболее активно развивающихся областей российского права. Новеллы законодательства (прежде всего реформа Гражданского кодекса), а также довольно разнородная судебная практика активно влияют не только на институт наследования и семейных отношений, но и на корпоративное управление, структурирование сделок, активов и состояний.
Одна из самых обсуждаемых и дискуссионных законодательных инициатив в области наследственного права касалась положений Федерального закона № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации». Данный нормативный акт ввел в российское законодательство совершенно новый правовой институт — наследственный фонд, призванный изменить порядок управления имуществом и бизнесом после смерти наследодателя. Как отмечают авторы законопроекта, «необходимость введения наследственных фондов» была вызвана развитием современных экономических отношений, вовлеченностью в наследственный процесс все большего количества иностранных юрисдикций и изменением состава наследственной массы».
Создание и использование наследственных фондов предусмотрено уже с 1 сентября. Главная их задача — помочь сохранению бизнеса и обеспечению работы предприятия в случае смерти владельца. Учреждение наследственных фондов законодатель доверил нотариусу, который традиционно играет ключевую роль в существующей системе наследственного права.
Оформление наследственных прав через нотариуса — это наиболее надежный и удобный способ принятия наследства в бесспорном порядке. Благодаря действующим сегодня электронным реестрам наследственных дел и завещаний, функционирующим на базе Единой информационной системы нотариата, значительно упростилась процедура поиска всей необходимой информации о наследстве и проверки факта составления завещания. Электронные технологии позволили снизить риски реализации мошеннических схем с поддельными и уже недействительными завещаниями. Налажена и система взаимодействия при обнаружении наследуемого имущества, ограниченного в обороте: оружия, драгоценных металлов. Нотариус отсекает случаи незаконного владения, например, самовольно возведенными строениями. Электронный информационный обмен с крупнейшими банками позволяет, не выходя из нотариальной конторы, выявить наличие на счетах покойного средств, на которые вправе претендовать наследник.
В случае с наследственными фондами нотариус после смерти гражданина будет направлять в уполномоченный орган заявление о регистрации фонда, основываясь на завещании наследодателя. В завещание будут включаться соответствующие указания, а также уставные документы для регистрации юридического лица. Таким образом, все наследуемое имущество сразу после смерти владельца аккумулируется в новом правовом институте – наследственном фонде. Доходы от управления активами можно будет отправить на выплату любым лицам, указанным в завещании. Права выгодоприобретателя нельзя продать, подарить или передать по наследству.
Как отметила Александра Игнатенко, «заранее зафиксированные собственником условия управления бизнес-активами могут помочь решить многие спорные вопросы: кто будет управлять бизнесом, в каком порядке и кому будут распределяться доходы от деятельности фирмы».
В связи с тем, что наследственные фонды являются совершенно новым правовым институтом, который ранее не использовался в российском законодательстве, эксперты в ходе конференции также высказали некоторые опасения, которые могут возникнуть в работе с правовой новеллой.
По новым правилам завещание о создании наследственного фонда должно быть удостоверено в 3 экземплярах, напомнила Александра Игнатенко. Нотариус и клиент готовят проекты решений о создании фонда, его устав и условия управления со списком лиц, которых будут для этого привлекать.
Есть опасения, что трехдневный срок, за который нотариус должен будет уложиться с регистрацией фонда, применяться не будет из-за невозможности быстро связаться с потенциальными управляющими и получить их согласие.
«Принимая решение о создании фонда, должен быть заложен фундамент для регистрации уже ко дню обращения. Вплоть до места нахождения организации, адреса и иных аспектов. Должны быть предусмотрены альтернативные варианты», — добавила Александра Владимировна.
В целом же, по мнению участников конференции, востребованность данного института возрастет только после появления практики и окончательного законодательного регулирования отношений.
Обсуждая вопросы наследования, эксперты затронули проблемные моменты, которые присутствуют при передаче бизнеса: отсутствие адекватных механизмов передачи, слабое корпоративное управление, отсутствие договоренностей с бизнес-партнерами, нежелание заниматься наследственным планированием.
Отсутствие брачного договора также было названо в числе ключевых причин, по которым невозможна адекватная передача бизнеса. К сожалению, долгое время нашими согражданами заключение брачного договора воспринималось негативно и являлось верным признаком брака по расчету. Понадобилось какое-то время, чтобы в сознании людей укоренилась мысль, что брачный договор – это наиболее эффективный способ защитить свои активы, решить многие имущественные вопросы и предотвратить многие спорные ситуации.
Данные статистики, которая ведется Федеральной нотариальной палатой, также говорят о том, что брачный договор в России становится все более популярным. Только лишь за первое полугодие 2018 года число брачных договоров достигло отметки 56 тысяч. Тогда как в 2015 году было зарегистрировано лишь 46 тысяч брачных договоров, в 2016 году эта цифра достигла отметки 72 тысячи, в 2017 году число брачных договоров превысило 88 тысяч.
Нужно понимать, что заключение брачного договора направлено не на ущемление прав и ограничение в действиях, а на придание стабильности и предсказуемости имущественных отношений. Как отметил старший партнер, юридическая фирма «БИЭЛ» Филипп Рябченко, «при заключении брачного договора не должно быть перекосов и явной дискриминации, условия договора не должны нарушать права и свободы супругов».
Именно по этой причине, законом предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение таких соглашений. Нотариус не только разъяснит сторонам суть сделки, но и проверит, соответствует ли содержание договора действительным намерениям сторон, соответствует ли закону. Проследит нотариус и за тем, чтобы условия соглашения не были кабальными для одной из сторон, ведь брачный договор не должен ставить одного из супругов в заведомо неблагоприятное положение.
Часто брачные договоры заключают те, кто собирается обращаться в банк за получением ипотечного кредита. Это делается и в интересах кредитного учреждения, и в интересах супругов — документ четко определяет, как будет решена судьба долга в случае развода и другие нюансы, связанные с погашением ипотечного займа. Бывают ситуации, когда банк отказывает в получении ипотеки в случаях отсутствия трудоустройства кого-то из супругов, либо недостаточного уровня дохода. Выходом из ситуации может стать брачный договор с указанием на то, что приобретаемая в кредит квартира будет отнесена к личной собственности платежеспособного супруга. В результате, именно он будет нести ответственность по возврату кредита и, в случае неуплаты, отвечать только своим имуществом.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/rezonansnye-voprosy-semejnogo-i-nasledstvennogo-prava-ocenka-i-prakticheskie-sovety-ekspertov