Цифровизация гражданского оборота происходит стремительно, проникает в любые сферы бизнеса и быта. Сейчас обсуждается даже не столько возможность появления «цифровых форматов основных документов», а сроки внедрения таких новшеств. Между тем один из ключевых правоприменителей в этой сфере — нотариат, уже давно подготовил свою инфраструктуру для таких возможностей, более того — уже сделал оборот электронных документов реальностью, чем активно пользуются и бизнес, и граждане. Только за январь-октябрь этого года они 2 839 918 раз обратились к нотариусу, чтобы перевести бумажный документ в цифровую форму, сохранив его юридическую силу.
Это нотариальное действие, когда нотариус может перевести любой документ (кроме документов, удостоверяющих личность и договоров, заключенных в простой письменной форме — это ограничено законом) в электронный вид или наоборот, из электронной формы сделать бумажный «оригинал», с сохранением его юридической силы, открыло для людей и предприятий фантастические возможности.
«Благодаря этому направить в любой конец страны, например, срочно понадобившуюся доверенность, свидетельство о рождении или согласие на сделку, можно буквально за минуты. Ведь документ в электронной форме можно направить по электронной почте, а благодаря тому, что он удостоверен УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) нотариуса, он имеет ту же юридическую силу, что и его бумажный оригинал. Также хранить такую электронную версию документа можно на любом носителе или устройстве (флешке, планшете, телефоне)», — рассказывает член комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической работе Александр Сагин. Если же адресату нужен документ в бумажном формате, то любой ближайший нотариус переведет документ обратно в бумажную форму, удостоверит и отдаст на руки. По сути, это своеобразная «телепортация», которая сегодня позволяет сократить дни ожидания до нескольких минут, а также в разы сократить финансовые расходы («конвертация» из бумаги в цифру или обратно стоит, в зависимости от региона, примерно 150-180 рублей за одну страницу). Такой электронный документ невозможно подделать. Если злоумышленник попробует внести в него изменения, документ либо не откроется впоследствии, либо УКЭП нотариуса просто открепится от него. И на руках у мошенника останется обычная копия, не обладающая юридической силой.
Нотариальные действия с «цифровой» составляющей становятся все более востребованными у граждан. Так, только за истекший период 2020 года граждане более 200 тысяч раз обратились в нотариальные конторы, чтобы направить в электронном виде заявления в Федеральную налоговую службу и Росреестр. Это уже превышает показатели прошлого года практически на четверть.
При этом нотариусы сегодня могут сразу изготовить удостоверяемый ими документ в цифровой форме, без «бумажной стадии». Главное, чтобы принимающая этот документ сторона имела технические и нормативные возможности его проверить и использовать. В том числе и о таких требованиях к обороту цифровых документов говорил глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, выступая на днях в Совете Федерации. Необходимо, чтобы государственные ведомства, иные организации могли моментально проверить предъявленный им электронный документ, будь то водительские права, паспорт и т.д.. Что касается «цифровых версий» документов, удостоверяющих личность, то, по мнению руководителя Минцифраза, уже к 2021 году у граждан может появиться возможность создавать и хранить в мобильном приложении цифровые двойники основных документов.
Сейчас в повседневный оборот начинают входить нотариальные электронные доверенности для ряда банковских операций. Нотариусы не только удостоверяют такие доверенности сразу в цифровом виде, но и тут же направляют их в банк по защищенному каналу связи. Это позволяет не тратить время на передачу бумажного варианта доверенности поверенному — он сможет провести операцию по доверенному счету в ряде банковских отделений практически сразу после оформления цифрового документа доверителем. Таким образом, банк получит гарантированно достоверный документ напрямую от нотариуса, что сводит к минимуму риски подделки или утраты доверенности. Пилотный проект Федеральной нотариальной палаты и Сбера был запущен летом этого года в Москве, ожидается, что подобное взаимодействие будет налажено и с другими кредитными организациями.
Эксперты особо отмечают, что стремительная цифровизация требует особо внимательного отношения к безопасности «электронных сделок», когда кажущиеся удобство и упрощение могут повлечь массовые мошенничества и нарушения прав граждан, потерю ими своего ценного имущества. Удостоверяя сделки, в том числе в цифровом формате, нотариус гарантирует их законность, только он полностью отвечает за весь ущерб, который может возникнуть по его вине. Нотариус проверит, что граждане, подписывая документы, на бумаге или «в цифре», не введены в заблуждение, разъясняет им все последствия. Нотариус проверяет правомочность сторон сделки или заявителей по иным действиям, что очень важно, чтобы предупредить мошенничество или последующие судебные споры.
Новые форматы «цифровой реальности» уже породили такое явление, как «цифровая дискриминация», когда большая часть граждан не может воспользоваться новыми сервисами, включая государственные услуги в электронных форматах — не у всех есть нужные гаджеты, далеко не все умеют ими пользоваться, большинство граждан не понимает до конца механизмов использования электронной подписи. И нотариат как раз нивелирует такие риски — например, нет потребности приобретать личный ключ электронной подписи для разовой сделки, когда нотариус может удостоверить необходимый документ своей УКЭП, при этом предоставляя все имущественные гарантии удостоверения сделки.
А вот «цифровой нигилизм» — привычка автоматически нажимать «ОК» на экране гаджета, еще только начинает раскрывать весь свой негативный потенциал. Криминальные специалисты в области «социальной инженерии» (самый простой пример — многочисленные мошенничества со звонками «службы безопасности банка») этим активно пользуются. И чем большее распространение будут получать цифровые сделки с ценными активами, той же недвижимостью, тем больше проблем будет возникать у рядовых граждан, тем более — социально уязвимых. В этой ситуации альтернативы доступному нотариату, уже создавшему электронную инфраструктуру по всей территории страны, просто нет.
Кстати, сервисы «электронного нотариата» особо оказались востребованы в нынешних условиях пандемии. Возможность воспользоваться нотариальной «телепортацией» или направить документ через нотариуса в организацию, ограничившую личный прием, оказалась особенно ценна как для физических, так и для юридических лиц. И это значительно снижает количество контактов и посещений людных мест.
Благодаря вступающему в конце года закону о «цифровом нотариате», за целым рядом нотариальных действий можно будет обращаться удаленно, через интернет. Удостоверить сделку тоже можно будет дистанционно. Появятся новые возможности — надежно и безопасно хранить у нотариуса любые электронные документы, будут введены QR-коды на нотариальных документах и т.д.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/elektronnyj-notariat-zashita-i-pravovye-garantii-v-usloviyah-cifrovizacii