Увеличение количества сделок с материнским капиталом, которые проводят без участия нотариуса, приводит к тому, что растет количество случаев, когда при таких сделках нарушаются права несовершеннолетних. А последствия таких нарушений могут коснуться последующих добросовестных приобретателей жилплощади, которая покупалась с использованием средств господдержки. И произойти это может даже спустя долгие годы после, казалось бы, «чистой» сделки.
Материнский (семейный) капитал — одна из форм государственной поддержки российских семей с детьми, которая действует в нашей стране с 2007 года. По данным статистики, за это время материнский капитал уже получили более 11, 1 млн семей. Распорядиться средствами можно по-разному, но в большинстве случаев семьи направляют их на улучшение жилищных условий, часто — на погашение ипотечного кредита. В прошлом году действие программы поддержки было продлено до 2026 года, а значит еще большее количество россиян смогут использовать финансовую помощь от государства для покупки жилья.
Но существующая практика позволяет не соблюдать все требования законодательства при последующей продаже таких квартир, и это вызывает серьезные отложенные проблемы. Дело в том, что, приобретая квартиру с использованием средств материнского (семейного) капитала, необходимо соблюсти ряд условий. Так, обязательное требование — наделение детей и супругов долями в помещении, приобретенном с использованием средств материнского (семейного) капитала. Например, если квартира приобреталась в ипотеку и средства материнского капитала использовались для её частичного или полного погашения, после того, как кредит будет выплачен, родители или один из них (это зависит от того, как приобреталась изначально квартира — в собственность одного из родителей или в общую совместную собственность обоих супругов) наделяют причитающимися долями детей и супруга (если это требуется), это необходимо сделать в течение 6-ти месяцев с момента выплаты кредита.
Именно такое обязательство дается Пенсионному фонду при получении средств маткапитала. Такие обязательства оформляются нотариально и подаются в Пенсионный фонд РФ перед получением средств. И впоследствии квартиру можно будет продать только после выделения долей. При этом необходимо обратиться в органы опеки и попечительства, чтобы получить согласие на продажу «детских» долей, с условием одновременной покупки на имя детей другой недвижимости, стоимость которой не будет ниже стоимости предыдущей.
К сожалению, не все получатели семейного капитала добросовестно относятся к исполнению своих обязательств по выделению долей в объекте недвижимости и обоим родителям, и всем детям. Кто-то просто забывает это сделать, кто-то намеренно уклоняется от исполнения этой нормы закона.
Когда такие «забывчивые» собственники продают квартиру, купленную с использованием средств господдержки, под ударом оказывается покупатель — ведь нарушение прав детей при сделке с огромной долей вероятности приведет к ее оспариванию. Причем выясниться такой факт может спустя много лет, за которые недвижимость может сменить несколько владельцев, и как будут развиваться события в таком случае — большой вопрос, но с очень большой долей вероятности пострадать может добросовестный приобретатель.
Одна из проблем здесь заключается в том, что на сегодняшний день в ЕГРН нет никаких отметок о том, что объект недвижимости приобретался с использованием средств материнского капитала. То есть Пенсионный фонд, перечисляя деньги, никаким образом не фиксирует в ЕГРН сведения об обязанности родителей по наделению детей долями в той квартире, на погашение кредита по которой направлены средства.
Это вызывает вопросы и у нотариусов, когда они удостоверяют сделки с такими квартирами. Сергей Третьяков, президент Челябинской областной нотариальной палаты рассказывает: «Порой мы проводим серьёзное расследование, чтобы найти следы использования материнского капитала. Потому что берётся ипотечный кредит, а потом мама идёт в Пенсионный Фонд и просит направить средства материнского капитала на его погашение. То есть, в самом договоре купли-продажи про использование материнского капитала нет ни слова, там обычная купля-продажа. Но на самом деле маткапитал отправляется на погашение кредита, а информации об этом нет. И когда мы получаем договор, мы не видим, что эта квартира приобреталась с использованием маткапитала. Это большой пробел. Представители нотариата неоднократно поднимали вопрос, в том числе, в рамках слушаний в Общественной палате РФ, о необходимости государственного контроля за использованием материнского капитала. Конечно, необходимо, чтобы в ЕГРН содержалась отметка о том, что для приобретения конкретного объекта недвижимости использовались средства господдержки».
Бывает, что доли детям не выделяются вовсе, а бывает — выделяются, но некорректно, что тоже является ущемлением прав ребенка и также может привести к оспариванию сделки. Так происходит потому, что нередко семьи, использовавшие материнский капитал, оформляют соглашение о наделении детей долями в простой письменной форме, то есть без нотариуса. На этом этапе часто привлекают сторонних консультантов или риелторов, которые не имеют соответствующей квалификации, как следствие — в таких сделках происходит огромное количество нарушений. Например, «теряются» некоторые участники этого семейного капитала. Сергей Третьяков, президент Челябинской областной нотариальной палаты поясняет: «Это часто обнаруживается, причем не один, не два раза в год, а каждый месяц, и не по одной сделке. Забывают кого-то из совершеннолетних детей включать, а это грубое нарушение закона, потому что семейный капитал выделялся на супругов и всех детей, не важно, совершеннолетние они, или нет. Еще один вид нарушений, которые происходят очень часто — выделение ребенку доли меньшего размера, чем было положено. Доля должна соответствовать использованию материнского капитала, но корректно ее рассчитать может только нотариус. В каждом случае это очень тонкая, скрупулезная индивидуальная работа».
Порой риелторы, к которым люди часто обращаются для составления соглашений о наделении долями, предлагают наделять детей минимальной долей, например — одной сотой. Номинально они исполнили обязательство, а то, что эта доля не соответствует средствам маткапитала, то есть произошло прямое ущемление прав ребёнка, никто не контролирует. Задача Росреестра заключается только в регистрации сделок, а риск оспоримости сделки не является препятствием для ее регистрации.
Еще одно «изобретение» сторонних посредников или юристов, которые берутся «помочь» гражданам с материнским капиталом, это практика, когда после использования материнского капитала супругам оформляют совместную собственность, а детям — долевую. Сергей Третьяков, президент Челябинской областной нотариальной палаты отмечает: «Это нонсенс. Нельзя государственные деньги сделать совместной собственностью. В законе прямо сказано, что материнский капитал переходит в общую долевую собственность. И это подтверждает письмо Минюста РФ, где конкретно сказано: только в долевую собственность надо переводить квартиры, которые приобретаются с использованием материнского каптала. Но все равно возникло такое явление, и личные доли папы, мамы Росреестр регистрирует как совместную собственность».
Еще одна непростая ситуация — если кто-то из членов семьи, которая использовала маткапитал, умирает до определения доли. В этом случае на долю материнского капитала необходимо открыть наследственное дело. Если этот момент упустить, также может возникнуть судебный спор.
Основная мотивация, заставляющая граждан избегать нотариусов при выделении долей — желание сэкономить. Однако и тут все не так просто. Кроме того, что такой подход чреват рисками, услуги посредников на практике оказываются намного дороже: «В Челябинске они в десятки раз дороже, чем у нотариуса. У нас тариф на такие соглашения составляет до 6 тысяч. Если доли большие, то оно обходится еще дешевле, порядка 2 тысяч рублей. У риелторов — до 50-70 тысяч. При этом ответственности посредник никакой не несет, тогда как нотариус за каждую удостоверенную сделку несет полную имущественную ответственность. Кроме того, у нотариусов есть льготы для несовершеннолетних», — рассказывает Сергей Третьяков.
Недобросовестное исполнение семьями, использовавшими материнский капитал, своих обязательств создает отложенные по времени последствия для добросовестных покупателей. С увеличением числа получателей государственной поддержки, которая очень важна для наших граждан, растет и число сделок, совершенных с нарушением требований закона. Такая ситуация требует усиления контроля в этой части.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/materinskij-kapital-v-sdelkah-s-nedvizhimostyu-notariusy-preduprezhdayut-o-riskah