Сотни тысяч подписчиков и ежедневных офлайн-консультаций, выезды на край земли и распутывание юридических квестов — нотариусы помогают людям узнавать и защищать свои права. Рассказываем о бесплатной юридической помощи, которую предоставляет нотариат. И которую может получить каждый, кому она нужна, даже если он еще не знает об этом.
Правильно заданный вопрос — половина ответа. Но что, если человек находится в потенциально опасной ситуации и даже не догадывается об этом? Не знает, что сейчас самый момент спохватиться и оценить юридические последствия своих решений. Как показывает практика, зачастую правовая помощь нужнее всего там, где о ней не думают и не задают никаких вопросов. Повышение юридической грамотности населения в этом контексте — один из приоритетов нотариата. И для этого используются самые современные и эффективные инструменты.
Безграничный онлайн
Большая работа ведется там, где люди проводят много времени — в виртуальном пространстве. Так, интернет-аудитория активно реагирует на посты нотариата в социальных сетях — читает, обсуждает, массово подписывается. Отдельные посты собирают аудиторию в сотни тысяч показов, и многие люди становятся постоянными читателями материалов нотариата. Почти 200 тысяч человек уже присоединились к аккаунтам Федеральной нотариальной палаты (ФНП). О серьезных вещах здесь пишут в простой и понятной форме. Рассказывают, как оградить себя от мошенников, неудачных обстоятельств и ошибок, которые могут привести к потере значительных сумм и дорогого имущества. Вместо специфических терминов и угрюмых назиданий — юмор и знакомые примеры из жизни. Один из таких оригинальных форматов — недавно запущенный и набирающий обороты «Дневник кота нотариуса», уже полюбившийся многим читателям.
Наряду с соцсетями существенную роль в правовом просвещении играет портал ФНП и его отдельная площадка — «Советы нотариуса», недавно полностью обновленная в соответствии с современными тенденциями. Здесь размещаются важные новости, экспертные статьи, советы практикующих нотариусов. Как безопасно купить недвижимость, защитить компанию от рейдеров, выдать доверенность или заключить договор без рисков — на портале можно найти множество полезных материалов для граждан и бизнеса, а также абсолютно бесплатно проверить юридически значимую информацию. За год его посетило свыше 5,7 млн человек.
Еще одна площадка для популяризации правовых знаний — традиционные СМИ. Представители нотариата постоянно выступают на радио, ТВ и в публикациях прессы. Реальный случай: в прямом эфире крупного регионального канала вывели звонок девушки. Она рассказала, что продает квартиру, но «из-за налогов» хочет указать ее стоимость в договоре на уровне 2 млн рублей вместо реальных 7 млн. По сути — призналась, что планирует совершить финансовое преступление. Нотариус объяснила недопустимость и риски таких «фокусов» — от неполучения полной суммы до уголовного преследования.
Для тех, кто ищет подсказки по конкретной ситуации здесь и сейчас, работает линия правовой помощи (ЛПП). Операторы отвечают на вопросы граждан по телефону. ЛПП была запущена Федеральной нотариальной палатой в сентябре 2020 года. Прототипом стала бесплатная горячая линия, которая действовала в период строгих антиковидных ограничений. Она была очень востребована среди граждан и бизнеса, поэтому данный опыт решено было трансформировать в постоянную профессиональную поддержку.
В настоящее время на ЛПП ежедневно поступает до 200 звонков. А всего за два года работы их было принято более 50 000. Самые распространенные обращения касаются наследственных прав, сделок с недвижимостью и залога автомобилей. Прежде всего операторы дают справочную информацию и помогают гражданам разобраться с вопросами, которые находятся в компетенции нотариата. Например, расшифровывают значение того или иного нотариального действия, подсказывают, какие документы взять с собой на прием, в какие сроки идти к нотариусу за наследством и тому подобное.
Личные приемы
Без посредников и мерцающих экранов — каждый день в своих конторах нотариусы объясняют людям особенности и последствия тех или иных правовых конструкций. В среднем только в рамках совершенных нотариальных действий российские нотариусы оказывают порядка 180 000 консультаций в день. При этом не каждая консультация заканчивается совершением нотариального действия, и в таком случае никакая плата не взимается.
Нотариусы и сотрудники региональных нотариальных палат консультируют граждан и в специально созданных для этого центрах. Например, в Москве действует 16 общественных приемных. Они функционируют при нотариальных конторах в разных административных округах, а также при Московской городской нотариальной палате. А в Сургуте, например, на базе нотариальной палаты открыт центр правовой помощи населению, в котором работают юристы палаты, а также судебные приставы-исполнители, налоговые инспекторы и другие специалисты. Они консультируют граждан на личных приемах, по телефону и через скайп, помогают в составлении документов.
Нотариальные палаты субъектов РФ разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, направленные на повышение юридической грамотности граждан. Особое внимание уделяется просветительским мероприятиям в детских учебных заведениях, школах-интернатах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. Еще одна категория граждан, требующая особой заботы, — ветераны, инвалиды и пожилые люди. К сожалению, именно на них зачастую «охотятся» различного рода аферисты. Нотариусы рассказывают наиболее незащищенным категориям граждан про распространенные мошеннические схемы и, главное, дают советы, как им противостоять.
Кроме того, нотариусы ведут прием на сторонних площадках — по приглашению или совместно с государственными ведомствами и органами местного самоуправления, различными социальными службами, общественными организациями и другими. Как пример: в конце июля прошла общефедеральная акция, инициированная «Единой Россией». Представители нотариата общались с людьми в приемных партии, а также дистанционно, и за несколько дней проконсультировали более 2 500 человек по всей стране.
Бывают и неожиданные истории. Так, на одном из мероприятий нотариус объяснял мужчине общие правила наследования. Тот собирал информацию для жены, у которой «только что» умерла мать. Мужчина 40 минут задавал вопросы, пока его не прервал звонок телефона — на том конце трубки сообщили, что тёщу удалось реанимировать. Вопрос с оформлением наследства счастливо отпал. Или, например, была дама, которая пыталась узнать, как оставить квартиру Дональду Трампу («у меня большие долги по коммуналке, а он обеспеченный человек, сможет их погасить»).
Удаленные районы
Для того, чтобы каждый гражданин страны, вне зависимости от места пребывания, мог получить квалифицированную правовую помощь, нотариат организовывает выездные приемы в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах.
Так, например, с подачи Курской нотариальной палаты в регионе был запущен проект «Правомобиль». На специально оборудованном автомобиле в сёла и малые города области выезжает команда из нотариусов, адвокатов и должностных лиц госорганов. Еще один яркий пример — Красноярский край. Местные нотариусы не только добираются в удаленные районы самостоятельно, но и присоединяются к мобильной приемной губернатора. Перед выездом в определенный район специалисты уточняют, какие вопросы волнуют жителей в первую очередь, чтобы подготовиться и, возможно, пригласить экспертов соответствующей области.
Такие «коллективные» выезды удобны для заявителей, поскольку они могут в одном месте и в одно время проконсультироваться с нотариусом, получить квалифицированную помощь по разным отраслям права, решить многие насущные проблемы с представителями госорганов. Однажды житель удаленного района, которому таким образом помогли закрыть сложный вопрос, в знак благодарности и в эмоциональном порыве 20 минут читал «причастным» пьесу собственного сочинения.
Примечательно, что нотариат заботится не только о гражданах, но и о тех, кто с ними работает. Например, красноярские нотариусы, выезжая в труднодоступные районы вместе с представителями регионального управления Министерства юстиции, оказывают также методическую помощь должностным лицам органов местного самоуправления, уполномоченным совершать отдельные виды нотариальных действий.
Предоставление льгот
Важная форма оказания правовой помощи нотариусами — предоставление льгот. В настоящее время от уплаты нотариальных тарифов освобождены 16 категорий граждан, включая ветеранов ВОВ, инвалидов, детей-сирот и др. Ежегодно они получают льготы при совершении нотариальных действий на сумму более чем в 2,5 млрд рублей. И эта практика постоянно расширяется. Так, в 2021 году было совершено 2,7 млн льготных нотариальных действий, что на 11% превышает показатель 2020 года. Всего же за последние пять лет количество таких нотариальных действий достигло 10,7 млн. По некоторым направлениям их особенно много. Например, порядка 80% граждан, оформляющих наследственные права, имеют право на льготы.
Принципиальный момент — по нотариальным действиям, совершенным бесплатно, сохраняется полная имущественная ответственность нотариуса. При этом суммы предоставленных льгот, как и расходы на масштабные социальные, цифровые и иные инициативы, нотариату не возмещаются.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/bolshe-znaesh-krepche-zashishen-pravovaya-pomosh-notariata-2208