Тема защиты прав граждан в рамках оборота недвижимости не теряет свою актуальность. Большое внимание СМИ привлекли состоявшиеся 30 июня в Совете Федерации парламентские слушания, где почти все участники — парламентарии, представители Верховного и Конституционного судов, члены научного сообщества — поддержали необходимость нотариального удостоверения сделок с жилым имуществом физических лиц. Так, эффективность нотариальной формы для защиты права собственности стала одной из тем эфира программы «Информационный канал» радиостанции «Говорит Москва», где в качестве эксперта выступила член Правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко.
Она подтвердила, что проблема с мошенничеством на рынке жилой недвижимости стоит действительно остро. «Нет должного уровня правовой защищенности добросовестных собственников» — подчеркнула Александра Владимировна.
В свою очередь, именно нотариус может такую защиту обеспечить, избавить граждан от опасений, что квартиру могут отобрать. Александра Игнатенко отметила, что ни у одного института, включая государственного регистратора, нет полномочий, которые установлены законом для нотариусов. Только нотариус до удостоверения сделки проверяет соответствие воли и волеизъявления сторон, а также разъясняет все правовые последствия заключаемого договора. Таким образом, юридически значимое действие совершается осознанно, исключаются основания для дальнейшего оспаривания сделки.
Кроме того, сегодня нотариус предоставляет целый спектр гарантий. Во-первых, нотариально удостоверенный документ не вызывает сомнений, иными словами, не требует дополнительных доказательств в суде. Во-вторых, сегодня функционирует четырехступенчатая система страхования профессиональной ответственности нотариуса. Она гарантирует гражданину полное возмещение ущерба, понесенного по вине нотариуса. Такие гарантии особенно важны, когда речь идет о многомиллионном объекте недвижимости. Источниками страховых выплат выступают: индивидуальная страховка нотариуса, коллективная страховка нотариальной палаты, личное имущество нотариуса, Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты. В-третьих, в случае если обязательства по нотариально удостоверенному договору не исполняются в заявленный срок, истец вправе обратиться за исполнительной надписью нотариуса. В результате, все договоренности выполняются в принудительном порядке без траты времени и средств на судебные разбирательства.
Отдельной темой эфира стала стоимость услуг нотариуса. О приемлемости и экономической обоснованности тарифов на нотариальное удостоверение сделки с недвижимостью говорили и в рамках парламентских слушаний. Прежде всего, необходимо отметить существование предельного значения такого тарифа. Согласно Налоговому кодексу РФ — это 20 000 рублей. Такая сумма характерна для квартир стоимостью свыше 4 млн. рублей. Если же взять среднюю по стране недвижимость ценой от 1 до 3 млн. рублей, тариф будет исчисляться 5 000 — 15 000 рублей. Вторая часть стоимости услуг нотариуса — это плата за работу правового и технического характера (так называемые, УПТХ). Член Правления ФНП отметила, что сегодня стоимость подобных услуг также регулируется законодательством. ФНП устанавливает предельные значения тарифов на УПТХ для каждого региона в отдельности в зависимости от его экономического положения, уровня жизни населения. Например, в Москве стоимость УПТХ на удостоверение сделки по отчуждению недвижимости, требующей в силу закона нотариальной формы, не превышает 5 000 рублей.
Примечательно, что выступавший в той же радиопрограмме вице-президент Российской гильдии риэлторов Григорий Полторак привел не вполне корректные сведения о размере нотариальных тарифов. Озвученная им сумма в 100 000 рублей является предельной величиной для нотариального тарифа, в случае если сделка не подлежит обязательному нотариальному удостоверению и совершается в отношении квартиры стоимостью от 85 млн. рублей! Для рядовой московской квартиры ценой в 10 млн. рублей тариф составит 25 000 рублей. И еще раз отметим, что при удостоверении сделки, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению, тариф ограничен порогом в 20 000 рублей. Тем временем, средняя цена юридического сопровождения сделки в простой письменной форме специалистом из агентства недвижимости в Москве нередко достигает озвученных риэлтором 100 000 рублей.
Здесь также стоит отметить, что помимо доступных и прозрачных тарифов, законом определено 16 льготных категорий граждан, часть из которых полностью освобождены от оплаты услуг нотариуса, другие — обладают правом на специальные сниженные тарифы.
Таким образом, за последние пять лет был принят целый ряд законодательных решений, сделавших нотариальное удостоверение самым эффективным, удобным и доступным способом защиты прав граждан и обеспечения законности сделки.
При этом Александра Игнатенко пояснила, что участие в сделки нотариуса не отменяет роли других профессиональных участников рынка недвижимости. У каждого остается своя зона ответственности. Например, для риэлтора — это поиск подходящего покупателю объекта недвижимости, переговоры с продавцом, ценовой торг. Нотариус, в свою очередь, отвечает за правовую чистоту сделки. А регистратор, в результате, вносит заведомо достоверные сведения в ЕГРН. С таким профессиональным распределением обязанностей согласился и второй гость программы Григорий Полторак. Он подтвердил, что у нотариуса и риэлтора разные функции. И, в частности, юридическое сопровождение сделки не является зоной ответственности риэлтора.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/govorit-moskva-nadezhnuyu-pravovuyu-zashitu-po-dostupnoj-cene-obespechit-notarius