Различные аспекты нотариального удостоверения медиативных соглашений, а также инновации и пути развития альтернативной процедуры урегулирования споров с участием нотариуса обсудили представители нотариата и медиаторы на круглом столе в Торгово-промышленной палате РФ, прошедшем 7 июня.
Член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической работе, нотариус г. Москвы Александр Сагин в своем выступлении рассказал о ситуациях, когда к нотариусам обращаются за удостоверением соглашений, имеющих видимость медиативных, но в действительности преследующих противоправные цели легализации доходов, добытых преступным путем. Нотариус обратил внимание на необходимость более ответственного подхода медиаторов к проверке заключаемых ими соглашений на наличие признаков подозрительных сделок.
Вместе с тем Александр Сагин отметил, что спрос на нотариальное удостоверение медиативных соглашений растет, так как печать нотариуса придает такой сделке дополнительный юридический вес, обеспечивает стороны соглашения гарантиями соблюдения его условий, наделяет соглашение исполнительной силой. Кроме того, обращение к нотариусу позволяет оформить соглашение и в дистанционном формате — когда стороны находятся в разных городах и по тем или иным причинам не могут/не хотят встречаться в одном месте. Федеральная нотариальная палата и Сбербанк совместно разработали проект примерного медиативного соглашения.
Член Комиссии ФНП по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественными организациями, нотариус г. Щелково Ирина Аникеева отметила, что тема усиления роли нотариуса в медиативных процедурах сегодня крайне актуальна. Эксперт также обратила внимание на то, что нотариусы — единственные специалисты в юридической сфере, которые по закону несут полную имущественную ответственность за свою работу.
«Существует многоуровневая система страхования нашей профессиональной ответственности: личное страхование, коллективное страхование региональной палатой, членом которой является каждый нотариус, компенсационный фонд ФНП и, наконец, личная имущественная ответственность нотариуса. В свою очередь, механизмы профессиональной ответственности медиаторов никак не регламентированы в действующем законодательстве, что создает дополнительные риски для участников медиативных соглашений», — сказала Ирина Аникеева.
Еще один аспект, который, по мнению нотариуса, препятствует активному распространению медиации, — отсутствие единого реестра медиаторов, в том числе с учетом их специализации: семейная медиация, медиация в корпоративных спорах и так далее.
Ирина Аникеева также обратила внимание аудитории на то, что только медиативное соглашение, в котором содержатся обязательство стороны и сроки и условия его исполнения, может быть удостоверено нотариусом и получить силу исполнительного документа.
Участники круглого стола отметили, что запрос государства, бизнеса и общества на более активное применение медиации, прежде всего с участием нотариусов, прибрел в наши дни особую актуальность. Кроме того, есть потребность в обучении как можно большего количества нотариусов медитативным техникам.
Ректор Международного института менеджмента объединения предпринимателей ТПП РФ Анна Палагина рассказала о возможностях создания специальных образовательных модулей для нотариусов на базе учреждения. Другими темами беседы стали: нюансы бизнес-медиации, особенности работы с деструктивными эмоциональными состояниями сторон в рамках медиации, техника межкультурных и социально-групповых переговоров и др.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/rol-notariusa-v-procedure-mediacii-obsudili-v-tpp-rf-2306