Совершение нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений за рубежом и перспективы взаимодействия Федеральной нотариальной палаты и Министерства иностранных дел РФ — главные темы заседания Комиссии ФНП по международному сотрудничеству. Мероприятие прошло 22 июня, помимо членов Комиссии, в нем приняла участие третий секретарь отдела общих консульских и правовых вопросов Консульского департамента МИД Ирина Дулова. Открыла встречу председатель Комиссии, президент нотариальной палаты Ленинградской области Елена Москаль.
Одно из важнейших направлений взаимодействия ФНП и консульской службы МИД РФ — точная и своевременная регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) нотариата тех нотариальных действий, которые совершают консульские должностные лица. По закону, сотрудники консульских учреждений могут, например, удостоверять доверенности, завещания и распоряжения об отмене этих документов. При этом доступ к ЕИС нотариата — надежной базе данных, где фиксируются все нотариальные действия, есть только у нотариусов, их врио и уполномоченных работников нотариальной палаты. Соответственно, иные лица, включая консульских сотрудников, в принципе не могут входить в систему, вносить туда сведения и совершать какие-либо действия. Строгие требования и высокий уровень безопасность ЕИС нотариата гарантируют сохранение нотариальной тайны, неприкосновенность сведений, защиту от поддельных документов и мошеннических действий.
Данные о документах, удостоверенных в консульствах, вносятся в ЕИС нотариата по определенному алгоритму. В течение пяти дней с момента удостоверения доверенности, завещания или распоряжения об их отмене сотрудник загранучреждения, который это сделал, подписывает соответствующий электронный документ своей электронной подписью и направляет его в Консульский департамент МИД. Представители департамента передают информацию в ФНП. Работники Федеральной нотариальной палаты проверяют подлинность электронных подписей на документе, подписывают его своей цифровой подписью и вносят сведения в ЕИС нотариата в течение двух рабочих дней.
Эксперты отметили, что такой двухэтапный процесс занимает немало времени и может быть неудобен для граждан. Они предложили рассмотреть возможность сокращения «цепочки шагов». Как уточнила Елена Москаль, документы могли бы передаваться напрямую от консульств в ФНП.
Вместе с тем важным является не только передача сведений в ЕИС нотариата, но и их полнота. Член Комиссии, нотариус г. Екатеринбурга Елена Глушкова, выступавшая с докладом, напомнила, что российские нотариусы при удостоверении доверенности, завещания или распоряжения об их отмене вносят в ЕИС не только реквизиты, но и скан-образ самого документа: «Это необходимо, чтобы при проверке документа нотариус мог посмотреть текст оригинала. Сравнить его с тем, что предъявляет заявитель, то есть полноценно проверить данные о представителях, перечень их полномочий или, допустим, прочитать текст завещания при открытии наследственного дела».
Сейчас по консульским документам нотариусы видят в системе только реквизиты (дату удостоверения, регистрационный номер и т. п.), но не видят их содержания. Этим могут воспользоваться мошенники, оставив реальные реквизиты документа, но полностью заменив его текст. Пока в спорных ситуациях нотариус вынужден направлять письменные запросы в консульские учреждения, чтобы получить полные данные. Учитывая график дипломатической почты, пересылка заверенных копий документов может занимать длительный период.
23 мая в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий обязанность сотрудников консульских отделов прикреплять скан-образы удостоверенных доверенностей, завещаний и распоряжений об их отмене к сведениям, которые они передают в ЕИС нотариата. «Скан-образ, который будет прикрепляться сотрудником консульского учреждения сразу же при удостоверении документа и будет вноситься в ЕИС нотариата, поможет решить проблему на практике», — сказала Елена Глушкова. На данный момент законопроект содержит положение о вступлении его в силу с 1 июля 2024 года.
Участники заседания также обсудили инициативу, которую прорабатывает МИД, — о наделении сотрудников консульских учреждений полномочиями удостоверять равнозначность электронного документа его бумажному оригиналу. Ирина Дулова отметила ценность экспертных предложений нотариата, благодаря которым, в частности, из первоначального текста готовящегося законопроекта убрали положение о том, что сотрудник консульства может удостоверять равнозначность только тех документов, которые ранее сам же заверил. Кроме того, по словам представителя МИД, законодательная инициатива содержит норму, согласно которой цифровой документ можно будет передавать напрямую заявителю в удобной для него форме.
Член Комиссии, нотариус г. Санкт-Петербурга Владимир Пахомов отметил, что в этом плане может быть актуальным опыт нотариусов по передаче электронных документов заявителю с помощью уникальных QR-кодов и пин-кодов. По мнению эксперта, можно рассмотреть возможность создания единой системы для их формирования, например, на платформе МИД с участием ФНП. Как это работает у нотариусов? Нотариус, удостоверивший равнозначность цифрового документа, формирует QR-код и пин-код, которые передает заявителю, а тот в свою очередь пересылает их адресату. Человек, который ждет документ, может получить его по этим кодам
Член Комиссии, нотариус г. Ставрополя Иван Кашурин также отметил, что передавать документы заявителю можно с помощью личного кабинета на сайте ФНП или портала «Госуслуг».
Межведомственное взаимодействие МИД и ФНП не ограничивается регистрацией нотариальных действий в ЕИС нотариата. Важным направлением является также профессиональная подготовка сотрудников консульств. Член Комиссии, нотариус г. Москвы Борис Големинов подчеркнул, что иногда к нотариусам из консульств поступают доверенности или завещания, которые невозможно исполнить — из-за несоблюдения требований к оформлению таких документов.
Как уточнила Ирина Дулова, у большинства сотрудников консульств нет юридического образования, они не готовят проекты документов. Заявитель должен прийти с уже готовым текстом, задача консульского сотрудника — удостоверить личность гражданина, проверить текст на предмет соответствия законодательству РФ и удостоверить его. Эксперты отметили, что отсутствие в консульствах необходимых образцов нотариальных документов является насущной проблемой.
Заместитель председателя комиссии ФНП по международному сотрудничеству, президент нотариальной палаты Воронежской области Анна Чугунова предложила создать базу проектов типовых текстов доверенностей и завещаний, которой смогут пользоваться граждане при обращении в консульства. При этом, как отметила член Комиссии, нотариус г. Москвы Елена Образцова, сотрудникам консульств необходимо будет учитывать, что образцы — не являются неизменными догмами, в текстах могут быть те или иные отступления или дополнения. В том числе, как сказала Елена Москаль, в определенных случаях для внесения таких корректировок могут потребоваться консультации нотариусов.
По информации комиссии ФНП по международному сотрудничеству, из МИД довольно часто поступают различные вопросы о порядке совершения тех или иных нотариальных действий. Взаимодействие в этой сфере может быть расширено. Так, Борис Големинов отметил, что необходимо привлекать нотариусов для обучения консульских должностных лиц нотариальной практике. Представитель МИД согласилась с тем, что эта идея требует внимательного изучения.
Советник президента ФНП по международному сотрудничеству Александр Янин предложил рассмотреть вопрос о том, чтобы на базе ФНП разработать соответствующую программу обучения, если такой запрос поступит со стороны МИД. Елена Образцова в свою очередь отметила, что в перспективе курс может быть преобразован в онлайн-формат.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/sotrudnichestvo-notariata-i-mid-obsudili-na-zasedanii-v-federalnoj-notarialnoj-palate-2306