Широкую огласку в СМИ получило резонансное уголовное дело в отношении организованной группы так называемых «черных риелторов». Согласно данным следственных органов, использовав поддельные завещания, преступники присвоили 15 квартир в Москве. Представители Федеральной нотариальной палаты дали свои комментарии по этой ситуации, уточнив важные обстоятельства.
Прежде всего, это невозможность совершения таких мошеннических действий в настоящее время. Судя по сообщениям прессы, речь идет о документах, удостоверенных нотариусами, полномочия которых давно прекращены, в том числе в судебном порядке по искам самой Московской городской нотариальной палаты. Кто и когда вносил поддельные сведения в архивные реестры, сейчас выясняет следствие. Ниже приводится подробное разъяснение по этому вопросу. Но сейчас, когда каждое нотариальное действие сразу регистрируется в Единой информационной системе (ЕИС) нотариата, изменение сведений реестров задним числом невозможно.
Отвечая на многочисленные запросы представителей СМИ, эксперты нотариата пояснили, что завещание, как и любой другой документ с печатью нотариуса, сейчас надежно защищены от подделки. «Сегодня подделка нотариального документа не имеет вообще никакого смысла и не приносит ожидаемых преступниками результатов», — поясняет в телеэфире член комиссии по методической работе Федеральной нотариальной палаты Александр Сагин. Развитие электронного нотариата, основой которой является ЕИС, и все цифровые возможности нотариата России позволяют без труда и практически моментально проверить любой нотариальный документ и убедиться в его подлинности. Доступ к системе имеют все нотариусы РФ, а благодаря тому, что ЕИС нотариата входит в систему межведомственного электронного взаимодействия, представителям государственных и муниципальных органов достаточно сделать онлайн-запрос, чтобы выявить факт подделки.
К сожалению, иногда продолжают всплывать случаи мошеннических действий с поддельными документами 10-15-летней давности. В то время еще не существовало цифровой системы защиты нотариальных данных, позволяющей нотариусам или государственным органам оперативно проверить подлинность документа. Подобные случаи до сих пор выявляются, и по ним, конечно же, проводятся следственные действия.
Если же говорить о случаях, когда подлинные нотариальные документы удостоверяются нотариусом с ошибкой или какими-то нарушениями, то весь ущерб гражданам, если такой был причинен по вине нотариуса, будет полностью возмещен благодаря системе полной имущественной ответственности нотариуса. Многоступенчатая система страхования профессиональной ответственности нотариуса, включающая также Компенсационный фонд ФНП, гарантируют гражданам и юридическим лицам возмещение убытков любого размера.
Кстати, случаи, когда нотариусы предотвращают преступления нередки. Благодаря возможности проверить подлинность в Единой информационной системе нотариата, нотариусы практически еженедельно выявляют поддельные документы и сообщают о попытке правонарушения в правоохранительные органы. Само предназначение нотариуса — гарантировать законность гражданского оборота, от имени государства, объективно и независимо, осуществлять превентивное правосудие, обеспечивать достоверность сведений реестров и препятствовать нарушению прав и законных интересов граждан. Огромное количество мошеннических схем (в том числе с недвижимостью) дают сбой именно в нотариальных конторах. Но зачастую это не становится достоянием гласности — иногда в связи с интересами следствия, часто — учитывая необходимость сохранения нотариальной тайны.
Что же касается архивных документов, то важно отметить, что проблема создания единого нотариального архива бумажных документов пока не решена законодательно. Сейчас, согласно закону, архивы нотариусов, сложивших свои полномочия или лишенных таковых, передаются территориальными органами Минюста России на ответственное хранение нотариусам, у которых есть помещение, отвечающее требованиям хранения документов, а также возможность его содержать за собственный счет, и имеющим опыт в работе с архивными документами. В этом случае нотариус является лицом, ответственным за хранение архивных документов, и в его обязанности входит работа с архивом по определенному перечню вопросов, который утверждается нотариальной палатой и Управлением юстиции региона. Нотариус же самостоятельно определяет место расположения архива и размеры помещения для хранения архивных документов.
Выдавая архивные документы из архивов, переданных на ответственное хранение, он проставляет на них свою подпись и печать. Но тем самым нотариус не подтверждает законность ранее совершенного нотариального действия, а лишь устанавливает факт наличия записи в реестре и факт наличия самого документа, проверяя эти сведения по соответствующим записям и нарядам. Ответственность за законность при удостоверении документов и соблюдение правил нотариального делопроизводства в этом случае лежит на нотариусе, чей архив был передан на хранение.
К сожалению, ряд средств массовой информации, не разобравшись в деталях, поспешили обвинить нотариуса, на чьем ответственном хранении находился архив, в причастности к мошенническим аферам задержанных лиц. В данный момент он предоставил все запрошенные правоохранительными органами документы из архива для проведения следственных действий. Никаких процессуальных мер к нему принято не было, обвинения не выдвигались.
Следует отметить, что по указанному делу пока в Московскую городскую нотариальную палату официальных запросов от следственных органов не поступало. Палата готова оказывать следствию всевозможную помощь и заинтересована в скорейшем расследовании преступлений, в результате которых было присвоено чужое имущество.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/poddelyvat-bessmyslenno-eksperty-notariata-prokommentirovali-istoriyu-s-poddelnymi-zaveshaniyami